Москва. 5 октября. INTERFAX.RU — Таможенная служба одной из первых может предсказать начало кризиса в экономике: объемы внешнеэкономической деятельности понижаются, как следствие, падают и доходы бюджета от таможенных платежей. В этом году на фоне пандемии и карантина падение доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности в мае достигало 46%, при всем этом толика экспорта в таможенных платежах из-за низких цен на нефть сокращалась до 10%. О текущей ситуации с доходами бюджета от наружной торговли, динамике таможенной задолженности, таможенных проверках, администрировании интернет-посылок и передаче функций по выдаче акцизных марок на алкоголь в интервью «Интерфаксу» поведала заместитель управляющего ФТС Рф Лена Ягодкина.

— Таможенная служба, как и налоговая, находится «на передовой», и первой лицезреет, что в экономике не все в порядке, когда перечисления в бюджет от внешнеэкономической деятельности компаний начинают резко падать. Как вы в целом сможете оценить динамику перечислений в бюджет в этом году (данные за восемь месяцев указывали на их падение на четверть по сопоставлению с прошедшим годом)?

— За крайние 6 лет мы лицезреем кардинальное изменение структуры доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности. Это обосновано конфигурацией системы налогообложения нефтегазовой отрасли.

Одной из главных обстоятельств понижения доходов от экспорта явилось проведение налогового маневра, который подразумевает смещение налоговой перегрузки с экспортного налогообложения на внутренние налоги. Другими словами происходит поэтапное понижение ставок экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и повышение базисной ставки НДПИ.

В структуре доходов федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности 2014 года (начало реализации налогового маневра) толика экспортной составляющей была 65%, толика доходов от импорта немногим превосходила 32% (еще есть остальные доходы, в том числе нетаможенные платежи, к примеру, утилизационный сбор, штрафы, составляющие обычно несколько процентов — ИФ).

Федеральным законом о бюджете на 2020 год толика таможенных платежей от экспорта продуктов прогнозировалась в размере 33%, платежей от импорта — 64%.

Если же мы поглядим фактическую динамику перечислений по итогам 9 месяцев в текущем году, то платежи от импорта составили 72,5%, от экспорта — около 25%.

В 2020 году сокращение сумм платежей, взимаемых при экспорте, соединено также с резким конфигурацией конъюнктуры глобальных рынков энергоносителей, падением цен на углеводороды и размеров их вывоза, предоставлением льгот нефтяной отрасли.

Так, падение цен на нефть по итогам 9 месяцев 2020 года привело к понижению стоимостного размера налогооблагаемого экспорта нефти до $64 миллиардов либо практически втрое по сопоставлению с прошедшим годом. Стоимостной размер налогооблагаемого экспорта нефтепродуктов свалился до $45,5 миллиардов либо практически вдвое.

В данной связи в январе-сентябре 2020 года размер вывозных таможенных пошлин, взимаемых в отношении экспортируемых продуктов, по сопоставлению с аналогичным периодом 2019 года снизился на 53%.

— С 1 января 2021 года будут отменены льготы по экспортной пошлине для нефти с особенными физико-техническими чертами. Есть ли оценки — сколько это может принести доходов в бюджет?

— Особенные формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую используются в отношении сверхвязкой нефти и нефти сырой с особенными физико-химическими чертами, добываемой на 15 месторождениях.

Это веская льгота в общем объеме платежей от экспорта. При таможенном декларировании нефти льготой пользуются около 10 участников внешнеэкономической деятельности.

В согласовании с прогнозом социально-экономического развития, приготовленным Минэкономразвития в сентябре текущего года, прогнозируется повышение в 2021 году доходов федерального бюджета по вывозной таможенной пошлине на нефть сырую на 62 миллиардов рублей в связи с отменой обозначенной льготы.

— Вы тщательно поведали, из-за чего же настолько очень просели доходы от экспорта. А что с доходами от импорта?

— Как уже отмечалось, на данный момент фаворитом в структуре платежей, администрируемых таможенными органами, являются платежи, которые взимаются при ввозе продуктов. Их толика по итогам 9 месяцев 2020 года составила 72,5%.

На характеристики 2020 года массивное действие оказали сходу два фактора — воздействие эпидемия коронавирусной инфекции на глобальную экономику, также девальвация рубля, значимый спад внешнеэкономической активности и размеров налогооблагаемого импорта.

С учетом принимаемых правительством мер поддержки отраслей экономики, с середины мая отмечается некое оживление наружной торговли. Вкупе с тем, под воздействием негативных причин в мировой экономике за 9 месяцев по сопоставлению с аналогичным периодом прошедшего года размер налогооблагаемого импорта сократился на 17%. При всем этом платежи от импорта за этот период по сопоставлению с прошедшим годом снизились наименее чем на 2%.

— Почему таковая большая разница меж динамиками падения размеров импорта и платежами от него?

— Падение объёмов импорта отчасти нивелировалось резким ростом курса бакса США. Стоимость привезенных из других стран продуктов выражается в валюте, а при определении размера таможенных платежей применяется курс валют, работающий на денек помещения продуктов под таможенную функцию, другими словами на денек декларирования. Соответственно, рост курса бакса дозволил восполнить понижение доходов федерального бюджета даже при настолько значимом падении стоимостных размеров ввозимых продуктов.

— А что было с перечислениями в сентябре?

— В сентябре перечисления составили 434 миллиардов рублей, при всем этом доходы от импорта продуктов — 320,7 миллиардов рублей, от экспорта — 103,5 миллиардов рублей. Если ассоциировать с показателями августа, то перечисления по ввезенной составляющей выросли на 15%, по экспортной — на 10%.

За январь-сентябрь таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 3 трлн 217 миллиардов рублей, в том числе платежей от импорта — 2 трлн 340 миллиардов рублей, от экспорта — 802 миллиардов рублей.

— И какие ожидания на 4-ый квартал?

— 4-ый квартал постоянно различается от прошлых. Бизнес-сообщество в большей степени закрывает большие сделки в конце года, потому объемы товарооборота 4-ого квартала как по экспорту, так и по импорта постоянно выше, чем в прошлых кварталах.

Этот год весьма разновекторный в динамике характеристик наружной торговли. Оценивать текущую ситуацию, точнее, окончательную ситуацию по году можно будет лишь исходя из складывающейся тенденции конфигураций курса рубля, размеров импорта и экспорта, также цены углеводородов.

— Тем не наименее, разумеется, что прежнее прогнозное задание по перечислениям в бюджет на 2020 год (5,48 трлн рублей) для ФТС будет корректироваться в наименьшую сторону. До вас уже довели новейший план?

— Корректировки данного показателя в федеральном законе о бюджете на текущий год не было.

Правительство одобрило проект федерального закона о бюджете, в каком определены характеристики на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов. Контрольное задание по доходам федерального бюджета на 2021 год для таможенных органов составляет 4 трлн 988 миллиардов рублей, в том числе по ввезенной составляющей — 3,6 трлн рублей, по экспортной — 1,26 трлн рублей. Остальное приходится на остальные доходы (порядка 128 миллиардов рублей).

По сопоставлению с показателями сейчас работающего федерального закона о бюджете (на 2020-2022 годы) сумма по прогнозному заданию на 2021 год снижена на 600 миллиардов рублей. Правительство учло предстоящие конфигурации в рамках новейшего макропрогноза, налогового маневра, также воздействие доп мер поддержки для малого и среднего бизнеса, которые были введены для обеспечения устойчивого развития экономики.

— А на таможенные перечисления как доп меры поддержки малого и среднего бизнеса влияют?

— Правительство РФ вместе с правительствами государств Евразийского экономического союза разработало комплекс мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности. В итоге были введены льготы по уплате таможенных платежей в отношении приоритетных продуктов критичного импорта, также в отношении широкого списка продуктов, применяемых для предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции.

На нынешний денек — за период с марта по сентябрь — общая сумма освобождений от уплаты таможенных платежей, предоставленных при ввозе продуктов в рамках антикризисных мер поддержки русской экономики, направленных на борьбу с последствиями пандемии коронавируса, составила наиболее 15 миллиардов рублей. По товарам критичного импорта сумма льгот составила практически 6 миллиардов рублей, по мед товарам — порядка 9,5 миллиардов рублей.

— С 1 января 2020 года беспошлинный порог ввоза для интернет-торговли был снижен с 500 евро до 200 евро. Какова доступная оперативная статистика поступлений пошлин в 2020 году? Какова динамика относительно 2019 года?

— За январь-сентябрь в бюджет таможенными органами перечислено 1 миллиардов 236 млн рублей. В прошедшем году за тот же период в отношении данной группы продуктов перечислено 657,8 млн рублей. Таковым образом, перечисления возросли фактически вдвое.

В среднем, перечисления в сфере интернет-торговли в 2020 году варьируются от 150 млн до 170 млн рублей за месяц.

— Что на данный момент дискуссируется исходя из убеждений предстоящего конфигурации порога беспошлинного ввоза?

— Мы участвуем в рассмотрении различных подходов к администрированию интернет-торговли и интенсивно выступаем за создание критерий для внедрения во всех страна ЕАЭС действенного механизма таможенного администрирования продуктов, пересылаемых в рамках трансграничной электрической торговли, также за реализацию эталонов и советов в области таможенного администрирования таковых продуктов.

Полагаем, что интернациональная электрическая торговля является, на самом деле, разновидностью внешнеэкономической деятельности, потому нужно сделать особые и справедливые условия её воплощения, что дозволит выровнять конкурентноспособные условия на рынке.

Мы предложили сделать институт уполномоченных операторов электрической торговли, другими словами организаций, которые по поручению покупателей будут вести взаимодействие с интернет-площадками и таможенными органами на всех шагах, в том числе оплачивать таможенные платежи.

На данный момент мы сосредоточены на расширении имеющихся и разработке новейших обычных и комфортных сервисов оплаты таможенных платежей для покупателей зарубежных интернет-магазинов, также на подготовке технологий, позволяющих производить начисление и списание платежей в автоматическом режиме без роли инспектора.

— Вырос ли размер задолженности компаний в критериях пандемии? Как решается в текущей сложный экономической ситуации вопросец по ее понижению?

— Мы отмечаем положительную динамику в погашении задолженности. Сумма задолженности участников ВЭД перед таможенными органами за 8 месяцев текущего года сократилась на 2 миллиардов рублей и по состоянию на 1 сентября составила 24,8 миллиардов рублей.

В этом году мы отмечаем беспримерный рост сумм задолженности, погашенной компаниями в добровольческом порядке. На нынешний денек уровень взыскиваемости доначисленных платежей составляет 78%. По сопоставлению с прошедшим годом показатель вырос на 18 процентных пт. Это наилучший итог за крайние годы.

Раздельно желаю тормознуть на русских юридических лицах — они наиболее интенсивно, чем все другие группы лиц, гасят задолженность в добровольческом порядке. Процент взыскиваемости задолженности русских юридических лиц в этом году составляет 83%.

Другие группы должников — это физические лица, в большей степени иноземцы. Процент взыскиваемости задолженности данной группы лиц ниже, поэтому что процедура взыскания по ним довольно непростая. У нас нет твердых устройств действия на зарубежных физлиц по взысканию задолженности, потому что мы взыскиваем задолженность с их в судебном порядке. Но для этого нужно сделать ряд мер — таковых как поиск имущества должника на местности Рф, уточнение места регистрации должника. Потому что основная задолженность зарубежных физлиц возникает в связи с неисполнением обязанностей по своевременному вывозу временно ввезенных тс, естественно, процесс существенно затруднен.

Мы уже в протяжении 3-х лет применяем, на наш взор, довольно действующий механизм взыскания: это запрет заезда в Россию должнику — зарубежному физическому лицу. Таковой запрет в значимой степени провоцирует зарубежных должников в добровольческом порядке оплачивать долги перед бюджетом РФ.

Вернемся к русским юридическим лицам. Желаю сказать, что в критериях довольно напряженной экономической ситуации в 2020 году одной из мер в общем пакете мер поддержки бизнеса было приостановление сроков уплаты таможенных платежей по извещениям таможенных органов в случае наличия задолженности. Если таможенные органы выявили задолженность у юридического лица, ему направляется извещение и дается 20 дней на ее оплату, другими словами на погашение долга в добровольческом порядке. Решением правительства эти сроки были продлены. Таковой возможностью пользовалось довольно много участников внешнеэкономической деятельности — примерно по 14 тыс. извещениям для участников ВЭД сроки добровольческой уплаты были продлены на период пандемии, другими словами с 30 марта по 8 мая.

В значимой мере это воздействовало и на поведение бизнес-сообщества. Компании пользовались возможностью, и по истечении таковых «каникул» уровень погашения задолженности в добровольческом порядке вырос. Кроме данной меры повышению уровня добровольческого погашения содействовало и то взаимодействие с бизнес-сообществом, которое мы наладили.

Фактически все общение в рамках процедур взыскания задолженности с деловыми кругами происходит в режиме онлайн с внедрением личного кабинета участника внешнеэкономической деятельности. Участник ВЭД оперативно получает информацию о наличии у него неисполненной обязанности по уплате платежей, и у него есть возможность эту обязанность также вовремя исполнить.

Если ранее процедура взыскания предугадывала довольно долгий бюрократический картонный процесс, требующий прохождения нескольких важных контрольных точек от момента направления извещения до момента фактического погашения долга, то на данный момент все эти контрольные точки переведены в режим онлайн.

Эти сервисы более животрепещущи для честных плательщиков, которые ведут активную внешнеэкономическую деятельность, также тех, кто оказывает услуги в области таможенного дела, и уполномоченных экономических операторов. Оперативное получение инфы дозволяет им стремительно устранять нарушения и вероятные нехорошие последствия для поддержания собственного статуса по категорированию и нахождению в соответственных реестрах. Ведь процессы таможенного администрирования, в том числе, базируются и на аспектах оценки участника ВЭД.

— Как повлияла приостановка плановых и внеплановых выездных таможенных проверок на сборы платежей?

— Правительством приняло решение о приостановлении с 18 марта 2020 года проведения всех выездных таможенных проверок, и, естественно, это не могло не сказаться на количестве используемых форм таможенного контроля. Если сопоставить с прошедшим годом, в целом количество всех таможенных проверок — как выездных, так и камеральных — за январь-август снизилось на 33%, а непосредственно выездных — на 44%.

При всем этом желаю отметить, что эффективность и фискальная результативность проведенных проверок по сопоставлению с прошедшим годом выросла на 26% — всего за 8 месяцев по результатам таможенных проверок добавочно начислено 18,4 миллиардов рублей, другими словами мы на 26% в 2020 году доначислили валютных средств больше, чем в прошедшем.

— Как вы это объясняете?

— На наш взор, это соединено с внедрением новейших, современных подходов к выбору объекта контроля. Мы сосредотачиваемся на выявлении больших нарушений, потому при сокращении количества проверок их эффективность вырастает.

С 1 октября возобновлено проведение внеплановых выездных таможенных проверок, при всем этом проведение плановых выездных таможенных проверок ограничено периодом до 31 декабря 2020 года.

Желала бы отметить очередной момент: мы интенсивно внедряем новейшие подходы к проведению проверок — так именуемые «бесконтактные инструменты контроля» — это, в том числе, электрическая камеральная проверка. Обмен информацией с проверяемым лицом осуществляется с применением сервиса личного кабинета. Этот процесс мы начали в 2019 году и сейчас продолжаем отрабатывать и использовать механизм электрического взаимодействия с проверяемыми лицами. Это не только лишь участники ВЭД, да и лица, оказывающие свои услуги в таможенной сфере.

На данный момент начался 2-ой шаг реализации проекта по автоматическому сравнению сведений, которые нам предоставляет лицо в процессе проверки, с теми сведениями, которые содержатся в информационных ресурсах таможенных и налоговых органов.

Также мы реализовали механизм удаленного доступа к системе учета продуктов отдельной группы лиц — уполномоченных экономических операторов в рамках специального программного средства — «электрическое предоставление сведений». Это дозволяет не отвлекать ресурсы проверяемого лица в процессе постконтроля и проводить контрольные мероприятия с меньшей административной перегрузкой.

— Госдума в июне приняла в первом чтении законопроект о передаче Росалкогольрегулированию от ФТС права на выдачу акцизных марок. Когда ожидается принятие этого закона и вступление его в силу? Не приведет ли передача возможностей и переход на марки одного эталона к перебоям в поставках ввезенного алкоголя?

— Законопроект разрабатывался при участии Федеральной таможенной службы, и мы были довольно активной стороной при его написании. Кроме данной нормы он содержит еще ряд довольно глубочайших конфигураций в регулировании спиртной отрасли.

Предусматривается, что переход функций по обеспечению организаций-импортеров марками, созданными для маркировки ввозимой в РФ спиртной продукции, от ФТС к Росалкогольрегулированию состоится с 1 января 2021 года.

При всем этом таможенные органы выдачу акцизных марок, обретенных организациями-импортерами до вступления в силу федерального закона, будут производить до 31 марта 2021 года включительно.

Ввоз в Россию спиртной продукции, маркированной акцизными марками, выданными таможенными органами, допускается до 31 декабря 2021 года включительно. Реализация спиртной продукции, маркированной акцизными марками, выданными таможенными органами, допускается до окончания срока годности таковой продукции.

При всем этом отмечу, что в 2020 году мы смотрим значимый рост заявлений на выдачу акцизных марок. Ввоз в Россию немаркированной спиртной продукции запрещен, потому импортеры заранее, минимум за 91 денек до ввоза продукции, должны подать соответственное заявление.

— С чем вы связываете рост выдачи акцизных марок?

— Есть несколько причин. В том числе те законодательные конфигурации, которые на данный момент проходят в регулировании спиртного рынка. В этом году вышел закон о виноградарстве и виноделии, также был разработан законопроект по изменению подходов по администрированию отдельных видов спиртной продукции. Потому бизнес-сообщество довольно интенсивно начало употреблять механизм закупки акцизных марок и заказа спиртной продукции.

— Другими словами это гласит о обелении рынка либо о кое-чем другом?

— Быстрее это гласит о намерениях ввоза в РФ спиртной продукции и, выскажемся так, незначительно о предупреждении вероятных рисков, которые себе лицезреет бизнес-сообщество.

— Сможете именовать число выданных акцизных марок на алкоголь?

— В сентябре мы выдали грандиозное количество акцизных марок: выше 122 млн штук. Ранее в среднем за месяц потребность бизнеса была от 60 до 70 млн штук, и даже это мы считали завышенным спросом. Всего за 9 месяцев 2020 года выдано около 614 млн марок, что приблизительно на 40% больше, чем в прошедшем году.

— Другими словами бояться нехватки ввезенного алкоголя на новогодние и следующие празднички в связи с передачей от ФТС функций по выдаче акцизных марок не стоит?

— На нынешний денек имеющийся у бизнеса «на руках» размер марок, исходя из текущей динамики декларирования, может обеспечить ввоз спиртной продукции на наиблежайшие 7-8 месяцев, другими словами фактически до лета 2021 года. Потому нет оснований для того, чтоб гласить о перебоях с выдачей марок, тем наиболее под Новейший год. Не считая того, на наш взор, переходное положение либо новейшие нормы закона также не должны вызвать перебоев в поставках.

Источник: interfax.ru