Путь в никуда: эпидемия убыстрила погибель вольного рынка во всем мире — izyablok.ru

Наилучшие разумы населения земли отыскивают вакцину от коронавируса. Либо методы восстановления мировой экономики опосля пандемии. Падение производства, утрата рабочих мест, разорение и банкротство – угрожающий перечень бедствий знаком всем.

Владимир Павлов, доктор экономических наук — для «Новейших Известий»

Сейчас практически у всякого в мире есть друзья либо родственники, потерявшие работу либо бизнес. Мы все возлагаем надежды – хотя не все можем это грамотно оценить – что при разработке вакцин используются самые современные научные способы. А вот по поводу экономики таковых надежд практически не осталось.

Да, почти все ругают ВОЗ – но она хотя бы есть. В экономике мы совершенно не лицезреем глобальных (либо хотя бы региональных) аналитических и прогностических центров, которые дали бы советы: как совладать с глобальным кризисом глобальными инструментами. Пока на повестке денька протекционизм, закрытие границ, квотирование и субсидии для поддержки государственных производителей. Никто не сумел стать мировым фаворитом в борьбе с «экономической» пандемией. Ни национальные страны, ни ООН, ни Европейский Альянс, ни Евразийский экономический альянс – ни одна обычная политическая система. Потерпели фиаско все, считавшиеся «агентами инноваторского развития» – глобальные компании с филиалами на всех материках, global cities (мегаполисы и их сети), общества сторонников shared economy. Пожалуй, лишь благотворительные фонды как и раньше закрывают зияющие дыры в системе здравоохранения и сохраняют лицо.

Эпидемия – не попросту кризис. Она вызвала панику, чувство слабости перед глобальным бедствием, от которого не защищены ни особы царской крови (внутренней средой организма человека и животных), ни министры, ни обладатели заводов, газет, пароходов. А что делает человек в состоянии паники? Он ворачивается к базисным рефлексам, к мозгу пресмыкающиеся – скрываться, бежать либо убивать. «Бежать» в связи с полным закрытием границ сделалось некуда. Осталось скрываться либо драться. Охранять местность. Протекционизм – красивый выбор в данной для нас ситуации. И похоже, что коллективный «мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) пресмыкающиеся» на данный момент правит миром (так что конспирологи с их глобальным комплотом рептилоидов, может быть, правы).

Автаркия, локализация и платформа чучхе завладевают разумами политиков и админов, а Северная Корея нежданно становится моделью для таковых оплотов либерализма и вольного рынка как США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке). Не верится? Вот вам наглядный пример. Южноамериканские производители урана Energy Fuels Inc, Ur-Energy и Peninsula Energy Ltd. два года вспять призвали Правительство США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) ввести квоты для импорта урана из-за рубежа, закрепить за государственными поставщиками квоту в 25% рынка США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) и обязать федеральные компании и агентства брать уран, добытый в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке). При всем этом в 2019 г. они произвели меньше 1-го процента от потребностей американских АЭС (Атомная электростанция — ядерная установка для производства энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающаяся в пределах определённой проектом территории, на которой для осуществления этой цели используются ядерный реактор) От толики процента до четверти рынка – дистанция большущего размера.

Почему же национальные производители не прошли ее без помощи других? Да просто поэтому, что эффективность добычи всех нужных ископаемых зависит от свойства сырьевой базы – на Ближнем Востоке нефть дешевле, чем в Сибири, а в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) уран дороже, чем в Канаде и Казахстане. «Невидимая рука рынка» работала и регулировала совокупные издержки в мировой системе разделения труда. На данный момент – на фоне пандемии – возник шанс ее отрезать. В апреле рабочая группа при Правительстве США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) опубликовала ряд предложений по защите рынка, включая рекомендацию впрямую закупать южноамериканский уран в федеральный резерв. Конгресс должен одобрить подобающую заявку на выделение экономного финансирования в 2021 году.

Если это случится – субсидирование, льготы и …. взрывной рост цены акций американских государственных производителей, нежданный для мирового рынка, но очень ожидаемый друзьями министра торговли США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) государя Уилбора Росса. А именно, руководителями Energy Fuels Inc. и некими иными членами «old boy network» – членов неформального клуба политической и деловой элиты.

Пока непонятно, как скоро федеральные субсидии приведут к росту производства, но к двум вещам – росту экономных расходов и росту издержек производителей электро энергии, а означает, цены электроэнергии, они приведут стремительно. Не будем в этом случае жалеть обычных янки, у нас собственных заморочек хватает.

Но эта ситуация очень показательна в глобальном контексте. Не только лишь Америка, да и Германия – цитадель аскетизма и экономного здравомыслия, как справедливо пишет основной экономист Saxo Bank Стин Якобсен, «с головой ушла в кейнсианство, отчаянно пытаясь скомпенсировать кризис спроса и недостаточную производительность». Его статья «Собственный путь, ведущий в никуда: как эпидемия убыстрила погибель вольного рынка» (Forbes, 4 июля 2020 г.) – редчайший глас здравого смысла в период паники. Выскажемся так – глас неокортекса, сложившегося не так издавна в процессе людской эволюции и ответственного за способность к рассуждению и цивилизованное поведение. Протекционизм, мысль «моя страна главнее всего» и огосударсвление экономики имеют колоссальные нехорошие последствия для экономики и занятости, – пишет Якобсен. Эпидемия ускоряет погибель вольного рынка как мотора экономики, приводит к ее «зомбификации». Рынкам нужна самокоррекция для устранения непроизводительных типов поведения игроков в экономике. Погоня за льготами и квотами с внедрением старенького хорошего принципа «рука руку моет» непременно непроизводительны. До коронавируса это как бы все соображали. Но нынешняя реакция на кризис несет огромные опасности. В наилучшем случае она затормозит мировую экономику, а в худшем – поменяет ее муниципальным капитализмом.

При этом заседать в Советах директоров огромнейших компаний будут не Илоны Маски и даже не чиновники из министерских департаментов, а политические активисты, защищающие права угнетенных меньшинств – кто бы ни стал таковым меньшинством в чудном новеньком мире. От Omnis homo sibi до Homo homini lupus est, от протекционизма и до «крови (внутренней средой организма человека и животных) и земли», как досадно бы это не звучало, неподалеку

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий