Третья часть всех отраслевых субсидий на компенсацию издержек от COVID-19 получила от страны группа компаний «Аэрофлот» – 7,89 миллиардов рублей. В разы больше, чем другие авиакомпании. Но воз и сейчас там – средства за несостоявшиеся рейсы нацперевозчик возвращать не собирается. Подачку в виде ваучеров люди выбивают месяцами.

Юлия Сунцова

Приказ о выделении субсидий авиакомпаниям на компенсацию расходов, вызванных понижением пассажиропотока из-за коронавируса, Росавиация подписала еще 18 мая.

23,4 миллиардов рублей на эту цель были выделены правительством, и львиная толика — 7,89 миллиардов отошла «Аэрофлоту» и его «дочкам» — «Авроре» и «Рф». Всего заявки на субсидии подал 31 перевозчик.

Принцип распределения субсидий другие авиакомпании считают несправедливым, но Минтранс до этого определил формулу некоторыми подушевыми переменными: 365 рублей за всякого неперевезенного пассажира.

На самом деле же никаких пассажиров не оказалось и в крайних строках ведомостей. Субсидии предусмотрены на заработной платы сотрудникам (не наименее 60% от общего размера), лизинговые платежи (не наиболее 30%), оплату стоянки воздушных судов (не наиболее 10%), на операционную деятельность и на содержание имущества.

Лоббисты «Аэрофлота» параллельно подсуетились и через Госдуму выписали для себя противоречащую закону «О защите прав потребителей» лицензию на заморозку средств клиентов за неоказанные услуги. Новейший законопроект на самом деле легализует право перевозчиков в критериях ЧС, ЧП и режима завышенной готовности в однобоком порядке корректировать условия контракта перевозок с пассажиром и восполнить его издержки на билет эквивалентом (ваучером) в счет гипотетичных будущих поездок.

Но действительность оказалась еще труднее. Клиенты «Аэрофлота» сетуют, что и ваучер-то получить – тот еще квест.

Во-1-х, прислать сертификат на электрическую почту компания не может, чтоб ваучер забрать – необходимо самим тащиться в кабинет, толкаться в очередях.

Во-2-х, само получение «эквивалента» обвешено кучей критерий. Был отменён рейс официально либо нет, сказал ли пассажир о отказе от перевозки и как заранее он это сделал, и какой у него был тарифный план при приобретении билета. Даже успешное прохождение этого «Форта Боярда» не гарантирует, что ваучер покроет 100% уплаченных за билеты средств.

, — ведает Лена.

Как оказывается, при заказе ваучера пассажирка взяла номера билетов из присланной авиакомпанией маршрутной квитанции, но «Аэрофлот» пару раз изменял время и даты стыковочных рейсов, что автоматом переписывало номера билетов. О собственном жонглировании данными билетов перевозчик уведомить клиента необходимым не посчитал.

, — ведает женщина.

«Рейс, на котором должны были лететь малыши, был отменен. Ваучеры оформили еле-еле – веб-сайт при внедрении ФИО выдавал ошибку. В итоге пришел отказ по ваучерам, потому что мы типо поменяли даты вылета. Но мы ничего не меняли! При личном воззвании в консульство нам предложили лететь в этот же денек. Детям в разгар пандемии! К тому же укоряли за то, что мы не явились на рейс! Но мы и лететь не соглашались и извещений никаких о переносе рейса не получали. Прямой подлог и обман. Средства ни в какую не возвращают. На вопросец о том, какими документами мотивируют отказ, ссылаются на внутренние распоряжения, которые почему-либо демонстрировать не желают. Много вопросцев по правовому месту наших монополистов. На все вопросцы отправляют писать претензии, которые обещают разглядывать месяц. Будут мыслить, возвращать мне мои средства либо не возвращать!», — пишет клиент «Аэрофлота» в сервисе для пассажиров «Аirlines.Inform».

Наш корреспондент в Берлине узнал, как решается вопросец с пассажирами за границей.

Оказалось, что в почти всех остальных странах, если средства и удерживаются, то уж ваучеры выдаются без всяких проволочек и неоспоримо на полную сумму, они не сгорают через три года, как в Рф, добавочно к сертификатам, не считая того, предоставляются скидки на будущие поездки.

В США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) большая часть авиакомпаний дает ваучеры лишь в случае, если пассажиры сами отрешаются от собственных билетов. Клиенты при всем этом имеют право на полный возврат средствами, если авиакомпания отменяет, или задерживает рейс.

При появлении споров правозащитники рекомендуют гражданам США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) быть напористыми, за 2 недельки до планировавшегося полета уведомить перевозчика о том, что Департамент здравоохранения не рекомендует производить перелеты, а Департамент транспорта уже два раза предупреждал: авиакомпании должны возвратить средства пассажирам, даже если вначале они соглашались на ваучеры, но передумали.

В Евросоюзе авиаперевозчики должны возвратить пассажирам потраченные на билеты средства в течение 7 дней, если рейсы отменены. Порядок защиты прав пассажиров распространяется на внутренние рейсы и на любые рейсы из Евросоюза в неевропейские страны, независимо от того, где находится штаб-квартира компании. Правило действует для европейских авиакомпаний и для рейсов из неевропейских государств в ЕС, если билет был забронирован на местности ЕС.

Европейские авиакомпании пробуют восполнить неудобства пассажиров призами, если они соглашаются на сертификаты. Германская Lufthansa, к примеру, начисляет 50 евро при перерегистрации приобретенного билета на остальные даты и сохраняет первоначальную стоимость и класс. Но не отказывает и в валютном возврате, если вариант с ваучером клиента не устраивает.

Даже самая скандальная в Европе компания RyanAir, которая в свое время предлагала ввести стоячие места для пассажиров, обещает заняться выплатами опосля отмены режима ЧС.

Великобритания официально заявила, что недозволено перекладывать 7 млрд евро, зависших на забронированных билетах, только на плечи потребителей.

Английский лоукостер Easyjet дает ваучеры, пользоваться которыми можно в течение 12 месяцев на рейсы в последующие 2 года. Компания, но, предугадывает для собственных пассажиров и валютный возврат.

Министерства защиты прав потребителей европейских государств интенсивно выступают на стороне потребителей в спорных ситуациях и рекомендуют подавать письменные жалобы на авиакомпанию, а в случае невозвращения средств в течении 14 дней, обращаться в трибунал либо комиссию по улаживанию споров на публичном транспорте. Шансы у истцов – отличные, комментируют бюрократы.

В Twitter началась широкомасштабная кампания против Canadian airlines, тоже зажавшей возврат средств за нереализованные из-за эпидемии авиабилеты. Премьер Канады Джастин Трюдо без колебаний вписался во фронтмены данной нам акции.

«Правительство и регулятор не могут продолжать посиживать, складя руки, когда такое количество пассажиров ожидают гарантированных возмещений. Необходимо срочно употреблять свои возможности, чтоб привлечь авиакомпании к ответственности и не отдать, чтоб эти противоправные деяния сошли им с рук», — вещают представители страны. Народный протест в Сети проходит под хэштегом #RefundPassengers (Возврат пассажирам).

В Рф, в отличие от Европы, Америки и Канады ради поддержки авиаотрасли и индивидуально «Аэрофлота» аж запасный фонд распаковали, но до пассажиров помощь почему-либо упрямо не доходит.

Почему? Ответ кроется, разумеется, в ценностях.

В самый разгар кризиса государственного перевозчика обличили в лакшери-закупке для управления. В апреле авиакомпания заполучила 4 кара «бизнес класса Мерседес Benz S либо эквивалента» и издержала на эти «стратегические цели» 34,7 млн рублей (8,6 млн за машинку). Закупка была расположена сначала марта – именно в этот момент «Аэрофлот» уже слезно попросил помощи у страны для борьбы с коронавирусом, разграбившим их беспощадно.

Не раз тыкали «Аэрофлот» в спонсирование британского Manchester United. Хоть ранее компания и заявляла, что порвала все рекламные договоры с футбольным клубом, очередной транш на £10 млн (приблизительно 1 миллиардов рублей) всё же ушел и в этот кризисный год, пишет Незыгарь.

На возвращении россиян из-за рубежа государственный перевозчик и то ухитрился нажиться, получив около 70% госсредств от запланированных в целом 1,5 миллиардов. При всем этом управление компании на совещаниях с президентом по-партизански молчит, что у большей части застрявших на чужбине пассажиров уже есть оплаченные возвратимые билеты, а оставшиеся обязаны получать их у «Аэрофлота» по очень завышенной стоимости. Все вывозные рейсы компании, таковым образом, оказались совершенно даже не гуманитарными, а полностью для себя коммерческими и выгодными.

На этом фоне поддержка правительства государственного авиаперевозчика очень смахивает на сцену из «Золотого теленка» , — когда Паниковский начал разделять украденные у Корейко 10 тыщ рублей на три кучки — для себя, Бендеру и Балаганову. Увидев всего 3-х получателей, Шура Балаганов ринулся на Паниковского с кулаками и негодующим кликом: «А Козлевичу?!!!».

Сейчас пассажиры «Аэрофлота» и остальных авиакомпаний оказались в положении того самого Козлевича, а в роли Паниковского выступило само правительство.