Попали в переплет: книжные новинки августа | мода на izyablok

Писать про бестселлеры с детективно-любовных полок скучновато, всерьез упоминать «попаданческую» русфантастику — глуповато. Попробуем начать с самого упоминаемого романа ушедшего лета, одного нон-фикшена и одного золотоперого сборника.

 

Виктор Пелевин, «Непобедимое солнце»

 

(М.: Эксмо, 2020)

Лето неуютного 2020 года уходит в небытие, оставляя нам на память ослабление масочного режима и очередной том Пелевина. Приметы времени, такие же случайные, как и неизбежные. Маски мы носили, потому что кто-то где-то решил, что без них банально повымрем. Книги Виктора Олеговича ежегодно ползут на свет того самого непобедимого солнца, потому что у автора жесточайший контракт со всемогущим издательством. Вымерли бы мы без этих масок и книг — большой вопрос, но в итоге живем с тем, что есть. А есть у нас беспощадно затянутый роман, полный игры слов, которую автор с каждым годом все чаще проигрывает сам себе (Google – ГУЛАГ, ахаха, шути еще).

Путь героини к себе, пролегающий через Турцию на Кубу, а оттуда на Канары, заставит разве что досадливо поморщиться тех, кто еще недавно выписывал и не такие маршруты, а сегодня повторяет их только на TripAdvisor. Коллеги-обозреватели, в прошлый раз/роман шутившие, что вместо «Виктор Пелевин» на обложке пора писать «Нейросеть, обученная Виктором Пелевиным», растерянно переглядываются — похоже, их шутку восприняли как инструкцию к действию. Все эти трансгендеры, Black Lives Matter, древние культы взялись за руки и дружно пляшут краковяк из книги в книгу. В итоге «Непобедимое солнце» напоминает выстраданный стендап, когда комик наугад снова и снова шутит перед зевающим залом обо всем подряд, надеясь попасть в яблочко и сорвать аплодисменты. Проблема только в том, что все мишени его домашних заготовок самому автору глубоко безразличны, как и сам зал, как и сам стендап. Непобедимо не солнце, а контракт со всемогущим издательством.

Наталья Корнева, «Автостопом по России. Захватывающее путешествие от Петербурга до Владивостока и обратно на попутках»

 

(М.: Бомбора, 2020)

Издатель, собаку съевший на путеводителях самых разных форматов, как нельзя лучше подгадал с изданием этих путевых заметок пополам с фотодневником. Туманные границы, которые мы уже привыкли замечать только по роумингу, вдруг снова ощутимо затвердели. Отдых на Черном море из дорогой экзотики стал еще более дорогой неизбежностью. Куда податься бесшабашному путешественнику? Да почему бы и не за тридевять земель, если там все равно еще Россия! В 2000-х было принято компоновать и выпускать книги по «Живым Журналам»; сейчас фотоотчеты переехали в Instagram, а значит, и книги растут оттуда же, о чем скромно напоминает и обложка «Захватывающего путешествия…» с @юзернеймом автора.

Сравнивать Владивосток и Петербург, рассуждая об их «неповторимой атмосфере», давно стало банальностью. Вот Наталья и не сравнивает, а цепляет рюкзак и привычно голосует, в очередной раз «пробивая трассу» от Балтики до Японского моря. Бывалые дальневосточники, гнавшие на «японках» из Приморья в любую из столиц в 90-е, могут скривиться от тех воспоминаний — и будут правы. Но сегодня, когда соцсети накрывают любую страну гуще, чем самый подробный атлас дорог, путешествовать со стольником в кармане и зарядником в рюкзаке гораздо безопаснее, чем может показаться. Зато впечатлений больше на порядок, а книга Корневой поможет не растеряться в дороге.

Борис Вишневский, «Те же буквы, но другие слова»

 

(СПб.: Реноме, 2020)

Не оскудевает талантами Законодательное Собрание Санкт-Петербурга! Кого тут только нет: говорливейшие из говорливых, ироничнейшие из ироничных, многословнейшие из многословных. Депутат-«яблочник» Борис Вишневский по списку парламентских дарований неизменно в первых строках. Шутка ли: что ни год, то книга, и каждая сразу становится литературным событием. Событие это, правда, заметно лишь товарищам Вишневского по партии да «Новой газете», которая всеми силами не дает отупеть «Золотому перу» своего многолетнего колумниста и друга. Но по нашим временам такая дружба дорогого стоит. Формат книг Бориса Лазаревича из года в года неизменен. Сначала он публикует колонки в «Новой», а потом, когда они состарятся и отстоятся, собирает из них том полновесной антирежимной публицистики. На этот раз — за 2018-2020 годы, хотя тут автор явно поспешил. Ведь одного 2020 с лихвой хватило бы на отдельный том ново-яблочных «тех же букв»! А вот с «другими словами» как-то неладно получилось.

Помните, в сказке Андерсена: как ни пытается бедный Кай собрать изо льда другое слово «вечность», не видать ему ни коньков, ни целого мира впридачу. Так и в голове Вишневского слова одни и те же: «Путин», «подтасовки», «фальсификации», «Крым не наш», «тиран Асад»… До вечности, что ни говори, недотягивает. Вообще, издавать газетную публицистику отдельной книгой, сборником авторских колонок «The best of…» имеет смысл в двух случаях. Когда талант публициста ослепителен — и тогда не суть важно, о чем он пишет. Или когда взгляды и темы публициста свежи и не замусолены — и тогда можно опустить огрехи стиля и мастерства. Якобы «другие слова» Бориса Лазаревича, хорошо это или плохо, можно встретить в любой либеральной группе Facebook. Возможно, там и подрастают будущие «золотые перья».

Интересно? Жми, чтобы подписаться на сайт в Яндексе

Автор: Илья Ракша

пелевин
культура
жизнь
мнения
вишневский
эксклюзив
корнева

Источник: nation-news.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий