Для строительства канала Москва-Волга был сотворен самый большенный лагерь системы ГУЛАГа

Пресс-служба столичного Департамента серьезного ремонта сказала, что в парке Северного речного вокзала построят полную копию Канала имени Москвы – ручей протяженностью 400 метров.

Сергей Баймухаметов

«На нем планируется расположить уменьшенные копии имеющихся на канале шлюзов. Копию Канала имени Москвы украсит архитектурно-художественная подсветка из 524 осветительных приборов. В вечернее время она будет сиять мягеньким и теплым светом.Тут детки и взрослые сумеют забавно провести время, к примеру, запуская кораблики…Гидротехническое сооружение будет нести внутри себя не только лишь эстетическую функцию, да и просветительскую».

Как относиться к такому сообщению?

В летнюю пору 1937 года прошел 1-ый теплоход по каналу Москва – Волга. На данный момент он именуется Канал имени Москвы. По нему можно выйти в Волгу, а по Волге, по системе каналов – на Каспийское, Темное, Азовское, Балтийское и Белоснежное моря.

Читайте Новейшие Известия в официальной группеСледите за самыми необходимыми новостями региона в ленте друзейFacebookВКонтактеTwitterОдноклассники

Без этого канала в Москве не было бы питьевой воды. Уже к началу XX века город выпивал фактически всю Москву-реку и прилегающие речушки. По самой Москве-реке можно было гулять вброд.

По каналу Москва – Волга в столицу пришла волжская вода. Не считая того, за счет Волги живет Москва-река.

Канал протяженностью 128 км выстроили за 4 года 8 месяцев. Да если б лишь канал с его 11 шлюзами! Воздвигли 40 плотин, 8 водохранилищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и Северный речной порт), бессчетные пристани местных линий, 700 км жд путей, сотки км авто дорог и линий электропередач!

Читайте Новейшие Известия в официальной группеСледите за самыми необходимыми новостями региона в ленте друзейFacebookВКонтактеTwitterОдноклассники

Превосходная стройка. Специально для нее организовали Дмитровский лагерь (Дмитлаг) – самый большенный в системе ГУЛАГа. В январе 1935 года в нем насчитывалось 192 229 человек. Сколько заключенных было за 5 лет – непонятно, почти все документы уничтожены.По разным оценкам — от 600 000 до 1 000 000.

Читайте Новейшие Известия в официальной группеСледите за самыми необходимыми новостями региона в ленте друзейFacebookВКонтактеTwitterОдноклассники

Обиходное слово «зэк» на канцелярском языке ГУЛАГа писалось так: «з/к» и означало: «заключенный каналоармеец». Оно вошло в нашу жизнь и историю со строительства Беломорско-Балтийского канала, 1931-1933.

О их, о зэках, и речь. Иными словами – о стоимости «наших побед».

Из мемуаров заключенного Дмитлага инженера Александра Крохина:

Читайте Новейшие Известия в официальной группеСледите за самыми необходимыми новостями региона в ленте друзейFacebookВКонтактеTwitterОдноклассники

«Техники 1-ое время фактически не было, большая масса заключенных была занята на земельных работах, которые велись вручную — лопатами и тачкой… Из-за грунтовых вод людям приходится работать по колено в раскисшей грязищи. Немногие выдерживали этот каторжный труд. Погибших хоронили без гробов, в общих ямах. Так что канал Москва-Волга, как и Беломорканал, построен на костях. Только спустя два года на строительстве возникли 1-ые ковшовые экскаваторы Ковровского завода, который тоже заходил в систему ГУЛАГа».

Читайте Новейшие Известия в официальной группеСледите за самыми необходимыми новостями региона в ленте друзейFacebookВКонтактеTwitterОдноклассники

О том же пишет в мемуарах вольнонаемный инженер Алексей Комаровский, попавший на стройку канала опосля 3-х лет заключения в Сиблаге.

«Все земельные работы на канале велись вручную. Грунт на котловане отвозили грабарки, ну и тачки были еще в ходу. С Яхромских бугров трасса канала напоминала большой, вытянувшийся на неоглядные просторы жив муравейник. Ночкой этот муравейник освещался огнями огромного количества прожекторов. И так от Волги до Москвы… Недочета в жив силе не было. ГУЛАГ поставлял ее бесперебойно и в огромном количестве. Без преувеличения можно сказать, что Канал имени Москвы лежит на костях заключенных».

Читайте Новейшие Известия в официальной группеСледите за самыми необходимыми новостями региона в ленте друзейFacebookВКонтактеTwitterОдноклассники

Из мемуаров неназванных очевидцев:

«Холода стояли жуткие! И основное, что запомнилось: заключенные были истощены максимально и постоянно голодны… Смотрим: то один, то иной зек в грязюка падают. Это они погибали от беспомощности: предел сил наступал. Мертвых складывали на тележки-грабарки и увозили… Поближе к ночи, чтобы не было случайных очевидцев… тянулись с канала целые караваны грабарок с трупами, облаченными в нижнее рваное белье. Лошадок погоняла особая похоронная команда. Ямы, длинноватые и глубочайшие, выкапывались в роще заблаговременно деньком. Людей сбрасывали в могильники как попало, один на другого, как будто скот. Лишь уедет один караван — за ним приезжает иной. И опять сбрасывают людей в ямы».

Читайте Новейшие Известия в официальной группеСледите за самыми необходимыми новостями региона в ленте друзейFacebookВКонтактеTwitterОдноклассники

В справке Санитарного отдела ГУЛАГа черным по белоснежному написано: «Средний уровень смертности в лагерях ГУЛАГа составил 15,7 процента с колебаниями…» Это к 1933 году, как раз ко времени сотворения Дмитлага. Означает, в среднем лишь в 1935 году, при численности в 192 229 человек, в Дмитлаге умерло 30 179 заключенных.

От голода и заболеваний. Не считая расстрелов. Свидетельствует шофер Дмитлаговской автобазы А. Воронков:

Читайте Новейшие Известия в официальной группеСледите за самыми необходимыми новостями региона в ленте друзейFacebookВКонтактеTwitterОдноклассники

«На казнь возили каждую ночь (то есть темное время суток). Расстреливали в лесу и на северной окраине Дмитрова. У их это именовалось «повезти на шлёпку».

Наверное, «шлёпка» – не массовый расстрел. Не было смысла массово расстреливать рабочую силу. Массовые расстрелы, тыщами, начались с августа 1937 года — опосля окончания строительства, когда лагерь устранили ввиду выполнения поставленной задачки.

Списочный состав Дмитлага на 1 января 1937 года – 146 920 человек. 55 тыщ «ударников труда» освободили. Какую-то часть распределили по остальным лагерям. Других – расстреляли на столичных «спецобъектах» Бутово и Коммунарка с августа 1937 по апрель 1938 года.

А сейчас пресс-служба столичного Департамента серьезного ремонта докладывает, что в парке Северного речного вокзала построят полную копию Канала имени Москвы – ручей протяженностью 400 метров. «Тут детки и взрослые сумеют забавно провести время, к примеру, запуская кораблики. Это гидротехническое сооружение будет нести внутри себя не только лишь эстетическую функцию, да и просветительскую.

Какую «просветительскую»? Что здесь можно сказать?Тупик. Вот какое наследие нам досталось.

В конце 80-х, в давнешние уже годы перестройки и гласности, когда началась 2-ая волна разоблачений криминального сталинского режима, один из ветеранов КПСС гласил мне: «Египетские пирамиды строили рабы. Так что сейчас, разрушать их?»

Таковая была и осталась доселе типо хитроумная смесь софистики, подлога, смешения и замены понятий. Ничего не нужно разрушать. Нужно держать в голове. Точнее, не забывать. По другому восторжествует не попросту беспамятство, а одолеет ползучая реабилитация сталинизма. Она непрерывна. К примеру, газета «Русская Наша родина», рупор КПРФ (Коммунистическая партия Российской Федерации — официально зарегистрированная левая политическая партия в Российской Федерации), писала в статье, посвященной 80-летию окончания строительства канала:

«Современные люди задумываются, что в русской исправительной системе заключенные работали безвозмездно и кормили их впроголодь… Существует мировоззрение, что зеки мерли сотками тыщ от голода и заболеваний, и много остальных небылиц… Власти к ним старались относиться по-человечески, содействовали реабилитации осужденных уголовников еще в трудовом заключении… Дмитлаг в наивысшей степени стал воплощением на практике русского принципа так именуемой перековки заключенных для будущей обычной людской жизни…Сейчас принято все, что изготовлено в русский период, мазать темной краской. Охото веровать, что для Рф наступят наилучшие времена, и память о геройском труде протцов на величавых государственных стройках XX века принудит будущие поколения российских людей стать достойными тех величавых свершений».

Статья называлась «Артерия (лат. arteria — артерия, кровеносные сосуды, несущие кровь от сердца к органам) жизни». Что здесь скажешь? Певцы ГУЛАГа.

Сюжеты: Былое

Источник: newizv.ru